Как сделать Пан флейту своими руками

Флейта пимак своими руками

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Итак, начнём 🙂

Для работы нам понадобится:

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине стамеской формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую “трубку”, какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стружке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

И доводим всё до ума

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!)

Варга

Этнические музыкальные инструменты

Выпуск 7

6 августа 2003

Описание и особенности инструментов. Рассказы специалистов, обучающие материалы, примеры игры, анонсы концертов и лекций.

Сделай сам

ФЛЕЙТА ПАНА

Я хочу рассказать вам свою историю своей флейты Пана.

Я живу в городе Волжском (Волгоградской области), играю в группе на поперечной флейте и на клавишных инструментах, и ещё в группе нашей есть тоже флейтист. так вот с ним мы и затеяли изготовление флейт Пана. В середине января мы пошли в тростниковые заросли, нашли сухой (замёрзший) тростник диаметром 10-17 мм, и высотой под 4 (если не больше) метра.
На морозе распилили на колена тростник и принесли домой. И вот так распиленым он пролежал до марта, ведь зимой когда мы его срубали внутри его был лёд, и ему нужно было просохнуть. Потом я подровнял края, сделал трубки, прочистил внутреннюю полость от требухи. А уже в мае мы начали собирать флейты. Делали флейту из 8-ми трубок в до-мажоре, и из 13-ти хроматическим строем. Пробки (от
бутылок) после настройки заливали воском от свечи. И после сравнений я понял, что самый чистый звук у флейты Пана получается если внутренняя поверхность трубок хорошо отшлифована и рабочие края трубок идеально-ровные и отшлифованные.(лучше дошлифовывать “нулевой шкуркой”-наждачной бумагой)

О настройке флейты Пана вручную на примере латиноамериканских сампоньо

OS> На сампоньо вообще трудно говорить о строе – они сделаны из очень
OS> гигроскопичного тростника и высота тона сильно плавает в зависимости
OS> от того, как долго ты играешь. В пределах четверти тона – запросто.
OS> Зато, обладатель музыкального слуха и флейтовых навыков автоматически
OS> “подстраивает” силу дыхания – на сампоньо этим легко компенсируются
OS> неточности строя.

S> Да! Вот с этим я столкнулся. Мне прислали большую двухрядную сампонью,
S> взял я её в руки и. разочаровался – флейта “строит” плохо. По крайней
S> мере в моих руках. Причем каждая трубочка имеет своё отклонение. Трудно
S> приспособиться. Расскажи, как ты настраиваешь свои инструменты. Просто
S> укорачиваешь “свистульку”, подгоняя под нужный тон или есть какие-то
S> хитрости? Если самому делать сампонью с самого начала, то можно в трубке
S> сделать подвижное донышко, например, из пробки. И подстраивать
S> инструмент по обстоятельствам. Но как настроить, или хотя бы приблизить
S> к этому уже готовый инструмент, в котором донышки “родные”?

Последовательность примерно такова. Разогреваешь на водяной бане (!) парафин или воск до жидкого и очень горячего (!) состояния. На штырек наматываешь тряпочку. Окунаешь в воск, а потом протираешь стволы. После этого заливаешь по капле воск на дно ствола. Я делаю для этого черпачок из тонкой алюминевой пластины. Проверяешь строй. Чем больше воска, тем выше. Лить надо аккуратно – в длинные стволы переборщить опасно, сложно будет выковырнуть излишек. Учитывай, что разогретая флейта будет звучать не совсем так, как когда остынет. Проверять надо несколько раз. Остыла – проверил, достроил, и т.д. В общем, очень геморройное занятие. Но эффект налицо :))

S> И еще, (вот же пристал!:), ты написала, что обрабатываешь трубки горячим
S> парафином. Это делаешь для того, чтобы уменьшить влияние влаги, или для
S> другого?

И влаги, и звук слаще становится. Двух зайцев :))

Наши события

Очередной слет любителей поиграть на варганах, барабанах, дудках, окаринах, мандолинах состоится в парке Коломенское.

Сбор в 7 часов вечера в пятницу, 8 августа, метро Коломенская, центр зала.

Концерты

ОСИМИРА – этническая музыка Беларуси

Еще есть потрясающая новость: OSIMIRA примут участие в крупнейшем европейскомљ neofolk darkwave фестивале «Menuo Juodaragis 2003», который пройдет на открытом воздухе возле города Кернаве (ЛИТВА) . Всю информацию можно найти по адресу http://www.dangus.net

Новости сайта Варган.ру

Известнейший музыкант Горного Алтая, Болот Байрышев, демонстрирует горловое пение и этнические инструменты – топшур, шоор, варган (комуз), флейту североамериканских индейцев. >>>

Варган – на Украину! Эзотерический магазин в г. Одесса теперь рассылает варганы по Украине. г.Одесса, ул.Жуковского 17 маг.”Терра Инкогнита” 8(0482)22-81-28 terrainkov@mail.ru
подробнее о варганах >>>

Продолжает активно работать форум “Акустические и этнические музыкальные инструменты”.
Здесь можно узнать много нового и поделиться своими изысканиями 🙂 Форум доступен как в веб-форме, так и в форме мейл-конференции. Все сообщения вы можете получать по е-мейл и отвечать на них тоже по е-мейл.

Соратники

Страница Энерго-информационного журнала для женщин “Иньянка”
Главный редактор журнала Витла выкладывает сюда все самые свежие мандолиновые игры. Играет Витла и Ольга Шотландия.

Пухова опушка – страница Пуха и сообщество под названием “Бодхисаттвическая сеть

Мастер-класс по созданию флейты любви

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Все вопросы пишите в комментариях. Итак, начнём 🙂

Для работы нам понадобится:

Материалы:

Инструменты:

  • лобзик;
  • надачная бумага;
  • напильник;
  • набор надфилей;
  • плоскогубцы;
  • острый нож;
  • гвоздь;
  • тюнер.

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Читайте также:  Как сделать рогатку своими руками

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую “трубку”, какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стужке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

После стачивания должны получить что-то вроде этого.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

Далее необходимо эти окошки вырезать. Я использую для этого самодельный нож (если его так можно назвать) из осколка полотна ножовки по металлу.

Этим ножом мы продавливаем контур вот таким образом

Сделав это несколько раз, мы добьёмся нужного результата

Далее берём плоский надфиль и доводим всё до ума

Причём срез свисткового отверстия мы должны сточить под некотрым углом (30-45 градусов). Это видно на следующем фото, свистковое окошко дальше от нас.

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Пример до и после.

Вот теперь, когда флейта уже становится похожей на флейту, вернёмся к изготовлению свистка. После того, как мы причесали окошки, необходимо сточить заштрихованную область на глубину около миллиметра

Сделать это можно небольшой стамеской или всё тем же ножом. Далее подровнять надфилем или наждачной бумагой.

Вид сбоку. Здесь лучше видно глубину только что сформированного прямоугольного желоба, скажем так. Это будущий канал, по которому будет идти воздух.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Наклеиваем данный элемент на своё законное место. При этом не забываем сначала предварительно прижать его пальцем на своё место и проверить звук. Прижимаем и дуем в бамбук со стороны вдувного окошка. Звук не должен передуваться и шипеть. Если передувается, блок нужно сдвинуть от свистка. Если шипит, то, возможно, глубина желоба велика, и необходимо сточить его напильником. Это лишь два варианта плохого развития событий. В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Но, допустим, что у вас всё хорошо, и вы приклеили блок куда надо. Получиться должно что-то вроде этого

Осталось дело за малым — сделать отверстия. Первое отверстие (ближнее к свистку) должно быть на расстояинии равном 25-28% длины флейты от свистка до конца. Остальные пять с интервалом в 7-9% длины. Размечаем.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!

Спасибо за внимание! Будут вопросы, пишите. И не забывайте присылать фотографии ваших флейт 🙂

Тема: Флейта Пана – теория и практика

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Флейта Пана – теория и практика

Когда в октябрьском номере “ШАКовской круговерти” я прочитал статью Тимуры про флейту Пана, посмотрел замечательные ролики, сразу вспомнил, что видел такой инструмент живьём, в каком-то фольклорном ансамбле. Также вспомнил, как в детстве делали свистульки практически изо всего, что попадалось под руку: из веточек, стручков, из любых трубочек, и самый шик – из стреляных гильз разного калибра. А когда вскоре после этого я увидел на работе бесхозный остаток водопроводной трубы ПНД (полиэтилена низкого давления) с наружным диаметром 16 мм (внутренним диаметром 11 мм), тут же отрезал небольшой кусок, около 12 см, благо режется она любым острым ножом, заткнул один конец пальцем, дунул в другой – звук получился очень даже приятный Интересно, думаю, какой же тон даёт такая дудочка. Прикинул из физических соображений, вроде должна быть примерно нота Фа второй октавы. Дома подул на тюнер (со встроенным микрофоном, в хроматическом режиме) – оказалось немного низковато, укоротил пропорционально разнице частот, получилась почти точная Фа:

Из тех же физических соображений сделал трубочку подлиннее, чтобы получилась До, оказалось, тоже неплохо звучит! Извлёк поочерёдно Фа-До-Фа-До-Фа-. эх, очень похоже на начало “Кузнечика”, но напрашивается ещё одна нотка, пришлось сделать трубочку Ми. Вот на этих трёх трубочках уже можно сыграть весь куплет “Кузнечика”! Правда, держать три трубочки, заткнув их пальцами, не очень-то удобно, поэтому попробовал заклеивать торцы трубочек – плотным скотчем, приклеивать монетку – и так и эдак получилось неплохо. Но если бы я сейчас начинал делать эти трубочки, лучше бы оставил их немного длиннее, а конец затыкал бы плотной, но двигающейся пробкой, чтобы было проще настраивать тон каждой трубки.

Итак, куплет “Кузнечика” вроде получился, захотелось большего… Для исполнения всей мелодии “Кузнечика”, с припевом, надо было сделать ещё две трубочки – Соль и Ля-бемоль той же октавы, самые короткие, но тот кусок трубы ПНД на работе уже закончился, пришлось использовать трубку аналогичных размеров, но другого цвета, вот так моя “флейта” получилась двухцветной. А чтобы удержать все пять трубочек в одной руке, пришлось использовать “удлинитель” большого пальца:

А вот как у меня на такой “флейте” получается весь “Кузнечик”:

На самом деле, на этом видео трубочки уже слегка склеены между собой, долго держать их “удлинителем” оказалось не очень-то удобно, они постепенно разъезжались.

Продемонстрировать эти свои достижения я собирался ещё на зимних тусовках, но по разным причинам два раза не складывалось, наконец-то получилось на завершающей весенней тусовке группы “Фа-Соль” Во время “доклада” сказал несколько слов насчёт соответствия размеров трубочек извлекаемым нотам, в чате по этому поводу возникли вопросы, но короткого ответа на тусовке у меня всё равно не получилось бы, поэтому пообещал подробнее рассказать об этом на форуме, что сейчас и попробую выполнить. Кстати, уже после тусовки я сообразил, что моё “изделие” можно, в принципе, назвать так же, как и нашу группу: “Фа-Соль”, по названию нот двух пограничных трубочек: чёрно-синего “Фа” (Ян) и розовой “Соль” (Инь)

Начну с очень краткого экскурса в элементарную теорию музыки, чтобы говорить на одном языке. К сожалению, не обойтись без физики и математики, но я постараюсь вас сильно не утомлять. Как всем известно, музыкальный звук представляет собой периодические колебания плотности воздуха, которые распространяется в виде волн от источника звука во всех направлениях. Простейший музыкальный звук – постоянный тон – имеет некоторый период колебаний, или частоту, измеряемую в Герцах – в количестве колебаний в секунду. Два таких простых звука, взятые вместе или последовательно, составляют музыкальный интервал. В зависимости от соотношения частот этих звуков, некоторые интервалы звучат более или менее благозвучно (консонансно), а другие интервалы, наоборот, не очень, или даже совсем неблагозвучно (диссонансно). Причём человеческое ухо воспринимает интервал, как отношение (частное от деления) значений частот двух звуков. Наиболее консонансно звучат два звука, частота которых различается ровно в два раза, они звучат очень похоже, вместе – практически сливаются, хотя один из них, с большей частотой, звучит выше, а другой – ниже. Такой интервал называют октавой.

Читайте также:  Мозаика из бисера и подвесок

В музыке в пределах октавы используется очень ограниченное количество разных звуков (частот) – пять, семь, иногда больше, интервалы между которыми более или менее консонансны. Эти звуки составляют музыкальный звукоряд, в пределах октавы их обычно нумеруют римскими цифрами – I-я ступень, II-я, III-я, IV-я, V-я и т.д., или называют привычными нам До-Ре-Ми-Фа-Соль и т.д., с возможным добавлением “суффиксов”, типа бемоль или диез. Но почему музыкальный звукоряд состоит именно из такого количества звуков и как именно они соотносятся между собой? Эти вопросы волновали людей издревле, в разные времена в разных странах ответы получались немного отличающимися друг от друга, можно сказать, что до сих пор нет удовлетворяющего всех ответа. Вдаваться в “дебри” этих теорий и дискуссий я не буду, попробую “на пальцах” изложить основные положения, которые, в общем-то, у всех примерно одинаковые.

Наверняка, каждый гитарист знает, что колебания натянутой струны можно представить как сумму колебаний такой формы:

Человек в основном определяет один звук, соответствующей частоте колебаний целой струны с двумя неподвижными точками. Частоты же колебаний струны отдельными её частями (половинами, третями, четвертями и т.д.) с дополнительными неподвижными точками, дающие так называемые частичные тоны, не воспринимаются слухом как отдельные самостоятельные звуки, они сливаются с основным, придавая звуку определенный “тембр”. Все эти отдельные звуки называются “гармониками” звука струны. Самая низкая частота f колебаний целой струны даёт первую (основную) гармонику. Вторая гармоника – колебания половинами струны с третьей неподвижной точкой ровно посередине – будет давать звук с частотой 2f, т.е. ровно октавой выше. Следующие гармоники будут с частотами 3f, 4f, 5f, и т.д. Интервал между второй и третьей гармониками 3f/2f = 3:2, интервал между третьей и четвёртой гармониками 4f/3f = 4:3, и т.д. Музыкальные интервалы между соседними гармониками – это интервалы, заложенные самой природой, поэтому они представляют наибольший интерес. Именно на этих интервалах (квинтах и квартах) ещё Пифагор, живший на рубеже VI—V веков до н.э., заложил свою систему “натурального” звукоряда, которая впоследствии усовершенствовалась его последователями.

Не поленитесь, измерьте на своей гитаре расстояние от нижнего порожка до седьмого и пятого ладов, обычно эти лады на грифе обязательно как-либо помечены. Для стандартной гитары с мензурой (расстоянием между верхним и нижним порожками) 650 мм, вы получите около 433 и 487 мм, соответственно, т.е. как раз 2/3 и 3/4 длины открытой струны. А поскольку частота звучания струны обратно пропорциональна длине её звучащей части, то получается, что интервал в пять полутонов (кварта) равен приблизительно 4:3, а интервал в семь полутонов (квинта) равен приблизительно 3:2. На самом деле, действительно “приблизительно”, потому что лады гитары устанавливаются по законам господствующего ныне равномерно темперированного строя, который несколько отличается от Пифагорейского (натурального). Я не буду далее углубляться в тонкости отличия звукорядов, интересующиеся могут по этому поводу найти массу источников в интернете, для начала, например, посмотреть статью в Википедии. Или почитать недавно изданную замечательную книжку “Музыкальный строй. Как музыка превратилась в поле битвы величайших умов западной цивилизации”

Возвращаемся к флейте Пана и расчёту размеров её трубочек. В трубке, закрытой с одной стороны, возбуждаются стоячие звуковые волны, только, в отличие от струны, закрытый и открытый концы принципиально отличаются, у открытого конца трубки возникает “пучность” (максимум колебаний) волны, а у закрытого – “узел” (отсутствие колебаний)

Основная частота колебаний: f = c/4L , где L – длина трубки, а c – скорость звука в воздухе. Так же, как и в случае струны, частота обратно пропорциональна длине.
Таким образом, теоретическая длина трубки для извлечения звука с частотой f вычисляется по простой формуле: L = c/4f

Скорость звука в воздухе зависит от температуры, которую можно считать “комнатной” – порядка 22-24 градусов, для таких температур c

345 м/с. Частоты нужных нот можно вычислить по простым формулам для равномерно темперированного строя, или взять оттуда же из таблиц. А можно действовать так, как я – рассчитать и подогнать длину одной из трубочек, а для остальных трубочек вычислять длину исходя из соотношений частот натуральных интервалов, результаты должны быть примерно такими же. А учитывая то, что воспроизводимая частота на самом деле зависит ещё и от того, как именно будешь дуть в трубочки, особая точность предварительных расчётов не требуется, всё равно придётся трубочки донастраивать. Как я уже писал, при настройке мне пришлось эмпирически уменьшать длину трубок по сравнению с теоретически рассчитанной, вот таблица рассчитанных по формуле и моих скорректированных длин трубочек:

Нота:ДоМиФаСольЛя-бемоль
Частота, Гц523,25659,26698,46783,99830,61
Длина теор.,мм164,8130,8123,5110,0103,8
Длина факт.,мм156,5122,5116,0102,596,5
Разница, мм8,38,37,57,57,3

Видно, что разница немаленькая, порядка 8 мм, никакого вразумительного объяснения этой разницы найти я не смог. Только в нескольких источниках одними и теми же странными словами предлагается уменьшать теоретически рассчитанную длину на размер внутреннего диаметра трубочки, умноженный на 0,82: ” If you are a perfectionist, multiply the bore diameter by 0.82 and subtract this value from the tube length. This compensates for internal compression slowing frequency and the lips partially covering the voicing .” Насчёт уменьшения частоты из-за внутреннего сжатия – это какой-то бред, скорость звука не зависит от плотности воздуха. Вот с чем могу согласиться, так это с тем, что в теоретической модели действительно никаким образом не учитывается расположение губ относительно верхнего отверстия, по-видимому, губы увеличивают эффективную длину трубочки, поэтому саму трубочку надо делать короче. Но откуда взялась эта формула с таинственным множителем 0,82, непонятно. Видимо, тоже кем-то получена эмпирически. Но по их формуле мне надо было бы уменьшать все трубочки на 9,5 мм, что было бы чересчур.

В общем, если соберётесь делать свою флейту, не повторяйте моих ошибок, делайте трубочки с регулируемой длиной. Ну и если диапазон Вашей флейты будет больше одной октавы, делайте её из трубочек разного диаметра, чтобы внутренний диаметр трубки был в диапазоне от 1/7 до 1/14 от её длины, оптимальным соотношением считается 1/10.

Как сделать пан флейту

Бамбуковая (деревянная) панфлейта

Изготовление панфлейты довольно сложное дело, но пусть это вас не пугает. Мы поможем вам в этом своими советами.

Первая проблема, с которой вы сразу сталкиваетесь – это материал. Эксклюзивные инструменты сделаны из бамбука и стоят очень дорого, потому что бамбук берется высокого качества. Чрезвычайно сложно подобрать бамбуковые трубочки, которые бы равномерно сужались, да еще были бы абсолютно круглые. С деревом в этом отношении проще – его достаточно грамотно обработать. Что касается пластика, то здесь встает нелицеприятная проблема – в продаже предлагаются трубы только строго определенного диаметра. В идеале, каждая трубка панфлейты должна быть индивидуальна по размерам – в этом и заключается неповторимость этого инструмента.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов по изготовлению деревянных панфлейт:

  1. Очень важно изготовить такие трубки, которые бы были максимально подобраны по внутреннему и внешнему диаметру. Именно от этого зависит плавное изменение тембра звуков от низких нот к высоким без чувствительных перепадов. По этой причине мы считаем, что дерево значительно предпочтительней бамбука . Главное – правильно настроить станок и без особых затруднений вы получите нужные трубки. Недостатки можно всегда компенсировать обработкой внутренней стороны трубки шлифовальными материалами.
  2. Следующий совет касается внутренней поверхности самих трубок. Ваша задача при изготовлении – достичь максимально гладкой и цилиндрической поверхности. Это даст легкое звукоизвлечение и, как следствие, плавную мелодию.
  3. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю поверхность панфлейты. В данном случае речь идет не о трубках, а обо всем инструменте. Внутренняя часть инструмента должна быть тщательно сформирована. Чтобы проверить правильность выполнения этого момента, можно сделать следующий эксперимент. Положите панфлейту на изогнутый по форме её внутренней стороны лист. Между листом и каждой трубкой не должно оставаться просветов, иначе губы при движении по инструменту будут «цепляться» за выступающие из ряда трубки и музыки, конечно, не получится. Идеальная форма для панфлейты – дуга. Для достижения такой формы трубки следует выложить на предварительно сформированной постели, то есть на изогнутый лист. Тогда будет просто добиться желаемого эффекта.
  4. Важно правильно скрепить трубки между собой. Для этого надо отрезать от трубки два кусочка стенки, то есть формирования поверхностей, которыми будут склеиваться трубки. Надо соразмерять соотношение углов среза. В идеале они являются радиусами, проведенными из центра окружности, которой является внутренняя поверхность панфлейты. Если не получается так точно оценивать и осуществлять такие срезы, то приходится варьировать смещениями, что негативно сказывается на всем инструменте. Лучше этого избегать. Можно также воспользоваться советом профессионалов и делать срез только на одной трубке. Поверхность выреза должна быть цилиндрическая. Благодаря этой хитрости можно не мучиться с синхронностью надрезов на боках каждой трубки и сосредоточить все внимание на достижении правильной внутренней поверхности.
  5. Лучше отдавать приоритет толстостенным трубкам, та как звук в этом случае звучит гораздо лучше.
  6. Использование клея только на первый взгляд кажется незначительным фактором. На самом деле это не так. Используйте крепкий и быстро затвердевающий клей, так как клей становится частью резонирующего инструмента. Не используйте токсичный клей, это чревато отравлением, ведь он контактирует с вашими губами.
  7. Используйте неперемещающиеся пробки, даже при изготовлении профессионального инструмента без «туфли». Резиновые пробки, хоть и более распространенные, но имеют привычку с течением времени смещаться. Забивать пробки нужно так, чтобы звук без использования воска был на полтона ниже желаемой ноты. Если делаете двигающиеся пробки, то подойдет любой резиновый материал.
  8. Если вы делаете панфлейту из легкой породы деревьев, например, из акации или вишни, то не накладывайте лак толстым слоем. От этого пострадает звук.

Глиняная панфлейта

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

Как сделать Пан флейту своими руками

Информация для самодельщиков.
Вот довелось обмерить Флейту Пана, на ней было написано Romania. Фотографий нет, поэтому привожу только размеры и описание.
Флейта склеена из отдельных деревянных трубочек. Материал похоже клен местами видны мелкие сучки. Строй флейты неизвестен, но ее можно перестроить – в трубочках подвижные пробки из белого эластичного материала. Две противоположных стенки трубочек сошлифованы и являются местами склейки трубочек друг с другом.
Сами размеры в мм:
1 цифра длинна трубочки
2 цифра расстояние от верха до пробки
3 цифра диаметр трубочки

Читайте также:  Бумеранг из бумаги своими руками

335 283 17
304 245 17
281 222 16
260 210 16
233 185 16
217 163 15
202 154 15
187 137 15
172 121 14
160 105 14
146 99 14
135 87 13
124 78 13
114 74 12
106 65 12
99 59 11
95 53 11
90 47 11

Толщина стенки 3мм. Со стороны губ трубочки сошлифованы как утагучи у сякухати, а свистковый край тоже подточен с наружной стороны.

Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо NAFL за это полезное сообщение:
Меню пользователя NAFL
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для NAFL
Найти ещё сообщения от NAFL

02.06.2010, 23:04#2
Меню пользователя TrainZer
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для TrainZer
Найти ещё сообщения от TrainZer

Ух ты, серьезная тональность. Мне за всю жизнь не попадались инструменты в этой тональности, ты точно будешь новатором 🙂

А если серьезно, то для начала тебе нуна полистать книжку о нотной грамоте (просто, чтобы понять что такое лад, тональность и не путать их с аккордами), потом определиться с диапазаном. Следующим шагом будет не изготовление ная, а покупка хоть какой-то панфлейты и получение первоначальных навыков исполнения на ней (в противнм случае ты даже инструмент настроить не сможешь). А вот потом можно задумываться об изготовлении ная самостоятельно. Диаметры трубок (и внешние и внутренние), форма горлышка в лучшем случае подбираются исполнителем вообще индивидуально.

__________________
С Уважением, Злое Сердце.

Правописание: “панфлейта”, “флейта Пана”.

03.06.2010, 00:15#3
Меню пользователя Злое Сердце
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Злое Сердце
Посетить домашнюю страницу Злое Сердце
Найти ещё сообщения от Злое Сердце

Ух ты, серьезная тональность. Мне за всю жизнь не попадались инструменты в этой тональности, ты точно будешь новатором 🙂

А если серьезно, то для начала тебе нуна полистать книжку о нотной грамоте (просто, чтобы понять что такое лад, тональность и не путать их с аккордами), потом определиться с диапазаном. Следующим шагом будет не изготовление ная, а покупка хоть какой-то панфлейты и получение первоначальных навыков исполнения на ней (в противнм случае ты даже инструмент настроить не сможешь). А вот потом можно задумываться об изготовлении ная самостоятельно. Диаметры трубок (и внешние и внутренние), форма горлышка в лучшем случае подбираются исполнителем вообще индивидуально.

03.06.2010, 00:23#4
Меню пользователя TrainZer
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для TrainZer
Найти ещё сообщения от TrainZer

Всё правильно,американская D5 соответствует европейской ноте d2 :

А размеры флейты Пана есть,например,здесь :

d1:335 283 17
e1:304 245 17
f1:281 222 16
g1:260 210 16
a1:233 185 16
b1(h1) :217 163 15
c2:202 154 15
d2:187 137 15 – это и есть твоя D5
e2:172 121 14
f2:160 105 14
g2:146 99 14
a2:135 87 13
b2(h2):124 78 13
c3:114 74 12
d3:106 65 12
e3:99 59 11
f3:95 53 11
g3:90 47 11

Поищи бамбук в цветочных магазинах,владельцы которых выходцы из юго-восточной Азии,там можно найти хороший бамбук всех нужных для ная размеров,чтобы не было такой усечённой модели,как у тебя по твоим диаметрам
получается.

03.06.2010, 01:18#5
Меню пользователя resjega
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для resjega
Найти ещё сообщения от resjega

Ну, извлекать звук – это далеко не “иметь начальные навыки игры”.
Долина/диаметр – нет ничего важнее. И, как я уже говорил, расчитываются индивидуально. И форма горлышка – тоже индивидуально.

Если ты все-же захочешь попытаться сделать най, то тебе точно пригодится вот это: http://sami.org.ua/duhovyie-instrume. anflejtu-sami/
Это заготовки к главе моей книженции об изготовлении панфлейты, когда-то в Вики нашем висела. Там есть одна глобальная сыылка, поройся в ней поглубже.

А размеры флейты Пана есть например здесь :

__________________
С Уважением, Злое Сердце.

Правописание: “панфлейта”, “флейта Пана”.

03.06.2010, 01:44#6
Этот пользователь сказал Спасибо Злое Сердце за это полезное сообщение:
Меню пользователя Злое Сердце
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Злое Сердце
Посетить домашнюю страницу Злое Сердце
Найти ещё сообщения от Злое Сердце

“Там есть одна глобальная сcылка, поройся в ней поглубже.”
Имеется в виду ссылка на испанском языке,правильно я намёк понял?
И что получается,человек будет,изготавливая най сам, только зря время терять?
А как же тогда Hr.Ulrich Herkenhoff? Он самостоятельно изготавливал себе най
и на нём самостоятельно учился.То есть всё начинал только сам,пользуясь только
подсказкой мастеров по изготовлению ная и по игре на нём.И он изготовил потом себе сам ещё много разных флейт Пана.
Дело в тот,что есть сайты сильно критикующие най из чего либо другого,кроме бамбука и вообще считающие,что най должен быть полноценным,а не ученическим.
Сравнивают ученический най с такой нелепицей,как,например,если бы предлагать
скрипку с двумя струнами.
Я уже даже и не знаю,кому тут верить.С блокфлейтой все проще,там уже всё стандартизировано.А с наем сплошные споры в интернете,как лучше должно
для новичков быть.Было бы идеально,если можно было бы брать для обучения
най на прокат за небольшую сумму.Скажем на год-полгода!
Самому делать только время потратишь(может зря,а может быть и не совсем уж зря),а покупать десяток инструментов,чтобы,
наконец-то понять,какой производитель серьёзные инструменты делает,это же сума сойти можно,сколько денег потратить нужно.
Да ещё и не зная,а хватит ли таланта освоить эту флейту Пана.

На этой неразберихе в вопросах такого редкого инструмента,как най,наверно,куча халтурщиков и зарабатывает.

03.06.2010, 02:07#7
Меню пользователя resjega
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для resjega
Найти ещё сообщения от resjega

03.06.2010, 04:28#8
Имеется в виду ссылка на испанском языке,правильно я намёк понял?

Нет, конечно. panflutejedi. Правда, я полистал сейчас сам – два наиболее ценных ресурса оттуда исчезло. И исчезло не оотуда, а исчезло по своим адресам. 🙁

Вот ключевая фраза. Передача опыта. Уже накопленного. А без него он копался бы еще дольше. Если человеку некуда выкинуть год-полтора жизни – приемлимый путь. Так ты полгода оптратишь на изготовления некоего ная, год потратишь на его начальное освоение, в процессе этого года будешь экспериментировать еще с дудками, а спустя десяток дудок уже сделаешь инструмент “под себя”. Жуть. А если ты не хочешь заниматься наем профессионально, то зачем эти изыскания? Гораздо проще купить струмент недорогой, поучиться на чем-то уже приближенном к непосредственно наю, а если не пойдет – продать его к чертовай бабушке и забыть как страшный сон 🙂

Есть и другие люди, те, которые утверждают, что изготовить инструмент с предсказуемым звуком можно только из обрабатываемых трубок. Тот же Марек Теслюк. Он вообще отказался от бамбуковых (хотя раньше делал). И я его поддерживаю, как я уже писал в одной из веток.

Ученический най. Эхх. ученический най – это инструмент по такой цене, что не жалко расставаться деньгами. Снижение цены ведет к несколько упрощенному подходу к инструменту. И всего-то. Какой должен быть най, с каким диапазоном – это решать ученику, учителю. Большинство того, что хочется и можется сыграть новичку, влазит в 2 октавы в 3-4 тональностях. И многие именитости пользуются укороченными инструментами.

Я потому и посвятил половину книжки именно инструменту, чтобы хоть на словах дать человеку “путеводитель” к тому, как звучит панфлейта и почему именно так, и показал, как сделать с первого – второго раза уже нечто такое, с чем будет удобно заниматься.

Наивный. С блокфлейтой такая же “неразбериха”. И моделей блокфлейт – сотни, если не тысячи. А если с авторскими, с уникальными инструментами. Зря ты так думаешь. Я уже даже не знаю, как называть тот или иной инструмент, вислом, блофлейтой, флажолетом ли. Более-менее устаканилось все только с современными оркестровыми инструментами: есть некие стнадарты в параметрах, традиционные типы механик, клавиатуры, настройки струн. И все равно инструменты различаются. А в неоркестровой сфере каждая вторая из встреченных тобой дудок – уникальна. Да не только дудок. И самое главное, что стоит понять – это то, что в сравнении инструментов, выполненных с определенной степенью дотошности, победителей нет. Они просто разные.

Тю, так есть такое. Вон, у Йоери Мурка можно взять инструмент напрокат при обучении у него, у Костела Пускоиу. Думаю, что и во многих других школах можно брать в аренду инструменты. За год-полтора как раз и выплатишь стоимость инструмента 🙂

Конечно не зря. а )отличное хобби для пенсионеров, б) делаешь сам и постигаешь аспекты звучания на своих инструментах – повышени самооценки просто в разы 🙂 в) под конец научишься делать инструменты не только для себя, но и на продажу. можно еще и г, и д, и т. д. 🙂

Да не нужно этого делать. Достаточно опробовать (поиграть хотябы по месяцу) всего пяток разных панфлейт, не обязательно дорогих, потом вывести для себя наиболее приемлимые параметры горлышек и диаметров трубок, а затем можно делать заказ практически любому мастеру. Вот например, я знаю, что мне нужен альт с замфировыми горлышками, преходящими в смешаный тип к соль1, внутренние диаметры от 17 до 7,5 мм по определенной системе. Я пишу Иону Преда: – Ты мне сможешь сделать такое? Он: – Да, смогу. Или: – нет, не могу. Тогда пишу Йоэри Мурку: – Осилишь? – Да, сделаю.

А вот выражение “серьёзный инструмент” как-то для меня попахивает мещанством. А что, бывают несерьезные инструменты? Еще более меня коробит слово “качество” по отношению к инструменту. Что человек (чаще всего – не очень то сведущий в инструментоделании) вкладывает в это понятие – бес его знает /недоуменно пожимаю плечами/. Любой из мастеров, выставляющий инструменты более чем по 500 евро делает иснтрументы, которые соответствуют основным принципам акустики ная. И если ты не хочешь разбираться в том, что тебе именно нужно – смело заказывай у того же Иона Преды/Марека Теслюка/Херкенхоффа/Küttner-а/Йоэри най без всяких там личных модификаций. Разочарован не будешь.

Да, хватает разных “самодеятелей”. Но их инструменты могут кому-то прийтись по душе, и человек будет с удовольствием и удобством, с любовью к получаемому звуку играть на нем.

Извини, что так нагло прошелся по твоему посту:)

__________________
С Уважением, Злое Сердце.

Правописание: “панфлейта”, “флейта Пана”.

Добавить комментарий